Дата основания музея 16 сентября 1966 г. В этот день бешалминский библиотекарь Д. Карачобан получил право разместить свои историко-этнографические материалы в освободившемся старом здании с. Совета. Отныне Д. Карачобан – научный сотрудник, музейный служитель, фотограф, директор, художник, плотник, кинооператор и бог знает кто еще… В течение года работа шла на добровольных началах. Только через год колхоз "Правда” определил Карачобану ежемесячное жалование. Со временем, добившись частичного признания, Карачобан продолжал собирать экспонаты в буджакских селах и понемногу расширять экспозицию. У Карачобана вскоре нашлись и помощники – его односельчане.
1 июля 1969 г. памятный день в истории музея: его поставили на государственное обеспечение, предусмотрев штатным расписанием двух сотрудников – директора и секретаря и отнесли его к IY группе музеев. Были установлены контакты более чем с двумястами учеными тюркологами из разных стран мира. Приобретались копии редких научных трудов, хранившихся в академиях и институтах различных стран, исследования по этногенезу, истории гагаузского фольклора, создавалась фонотека. Но условий для хранения не было: уникальные киноленты стали коробиться, вещи и фото отсыревали… А "маленькую Гагаузию” продолжали посещать любители старины. Министр Культуры Молдавии побудил председателя колхоза С.Г. Богдана построить для музея новое здание. После этого Бешалминский музей назвали филиалом не существовавшего еще тогда Комратского краеведческого музея. Немало настойчивости пришлось проявить Д.Н. Карачобану и С.Г. Богдану, чтобы утвердить имя Бешалминского историко-этнографического музея в списке государственных музеев СССР.
Построены залы и фотолаборатория, хранилище и кабинеты для сотрудников, кинозал – несколько лет назад об этом не смели и мечтать. Однако вскоре стало ясно: новое помещение требует и новой экспозиции, а средств опять не хватало. Опять помогли энтузиасты Мария Мутаф, Елена Куру, Петр Терзи, Евдокия Капаклы, которые отдавали музею все свободное время. Карачобан совершал вылазки в дальние села, обшаривал чердаки, рылся в хламе, выискивал по крупицам все, что могло представить ценность. Многие ученые, посетившие к тому времени Бешалму, называли этот труд героическим и, случалось, вместе с научными трудами посылали в дар музею фотобумагу, канцелярские принадлежности. Большую помощь оказал музею ученый из Ленинграда Александр Черный, который провел свой отпуск в Бешалме, переводя труды зарубежных исследователей на русский язык, а так же сотрудник Института этнографии им. Миклухо Маклая кандидат исторических наук М.Н. Губогло. Часто в музей приезжали сотрудники Академии наук МССР С.С. Курогло, М.В. Маруневич. К началу 1975 г. оформление экспозиции было завершено. Государственная комиссия высоко оценила проделанную работу и правительство республики в порядке исключения повысило категорию сельского музея. Намечалось расширение музея. В здании церкви намечалось разместить картинную галерею. Церковь была отремонтирована. Но времена изменились и церковь открылась и стала действующей.
В путеводителе по Молдавии 1974 г. обозначалось: Бешалма – единственный в мире музей гагаузской народности. (Ж. "Дружба Народов” №8. 1976 г. Ст. И.Топала "Адрес музея – Бешалма”).
Из 4-х подвальных помещений в двух выставлялись изделия декоративно-прикладного искусства, в третьем экспонировались выставки современных художников, а в четвертом отражалось поэтическое и писательское творчество гагаузов.
При музее Д. Карачобаном создана и работала изостудия, в которой было 3 класса: подготовительный, натурный и композиционный. Дети с огромной охотой приходили учиться рисовать, лепить, вырезать линогравюры, выжигать узоры на деревянных предметах, изготовленных здесь же своими руками.
В 1977 г. Вышел Закон "Об охране и использовании памятников истории и культуры” и в республике под государственную охрану взято 9 памятников, среди которых и музей с. Бешалма.
Музей стал местом паломничества всех любителей старины, всех желающих узнать о таком немногочисленном народе, как гагаузы. Здесь побывали литераторы, ученые, туристы, гос. деятели, гости из самых различных уголков мира. Отзывы, восторг, слова благодарности – почти каждый гость считал своим долгом оставить на память строки о проведенных в музее минутах.
В 1982 г., после ухода из музея Д. Карачобана, музей был закрыт и под видом ремонта был полностью реэкспонирован из государственного музея в музей истории с. Бешалма и колхоза "Правда” и стал филиалом Комратского историко-краеведческого музея.
Самостоятельность музей обрел при М.В. Кеся в 1989 г., через 3 года после того, как он стал директором музея.
С мая 1988 г. музей носит имя его основателя – Дмитрия Николаевича Кара Чобана.
С 1992 по 1997 гг. в музее директором был Афанасий Карачобан. С помощью сотрудников они составили новую экспозицию. Академии Наук Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, Татарстана откликнулись на просьбу о помощи в организации экспозиции I зала, которая отражает историю тюркских народов. В музей высылались книги, научные статьи, которые были тщательно проработаны.
Рабочая поездка А.Д. Карачобана в Добруджу в Болгарию пополнила фонды музея материалами о государстве огузов-христиан, основанном в 1261 г. на территории Добруджи. Был восстановлен уголок "Жилище”, созданный Д.Н. Карачобаном на основе описания М.В. Маруневич.
В 1993 с. Бешалма внесено ЮНЕСКО в свой периодический бюллетень, как уникальный очаг гагаузской культуры.
II официального открытия музея не было, да он и не нуждался в официальности, т.к. поток посетителей не прекращался.
Распоряжением I Башкана Гагаузии 8 августа 1995 г. Бешалминский историко-этнографический музей был переименован в Национальный гагаузский историко-этнографический музей им. Д. Кара Чобана с прямым подчинением Управлению культуры Гагаузии, а Управление культуры Гагаузии в 2006 г. присвоило музею II категорию.
вулканешсткий музей