13:51 №11 Музыкальная культура гагаузов |
Основой
музыкальной культуры гагаузов, как, собственно, и многих других народов,
является песенно-инструментальный пласт народного творчества в форме устной
традиции. Сформировавшись
как народ и прожившие большую часть своей жизни на Балканах(ХI-XIX вв.) гагаузы и духовную свою
среду предопределили сообразуясь с реалиями окружавшей их действительности,
используя в художественной практике наряду с общими элементами характерных для
многих народов этого разноэтнического региона свои древнетюркские фольклорные
традиции. Эта,
изначально сложившаяся особенность гагаузского духовного быта, за некоторым
исключением, сохранилась и в условиях последующего исторического проживания
гагаузов на просторах буджакских степей Южной Бессарабии и современной Молдовы. В
общей гамме духовных потребностей, сопровождающих жизнь гагаузского народо, не
последнюю роль играет сфера музыкального творчества. Особой
популярностью пользуются веселые куплеты гагаузской ”маани”. В
целом же, в музыкальном быту гагаузов утвердились три относительно
самостоятельных жанра народного творчества, каждый из которых имеет свое
специфическое название: Тюркюляр Мааниляр Хавалар Первые
два жанра представляют из себя вокальную сферу,
третий-инструментально-танцевальную. Характеризуя
каждый жанр, особо следует выделить первый. Тюркю- что означает протяжная
песня, является основным песенным жанром гагаузов, поднявшимся до большого
уровня обобщения черт национального характера народа, ярко воплотив его
основные образы. Тюркю-
это своего рода музыкально- поэтическая классика гагаузов. Напевы
большинства песен отличаются развернутой
мелодикой, красивой интонационностью , богатством метроритмических оборотов,
разнообразной ладовой основой, в которой, однако, преобладает строй, что роднит
его с особенностями общетюркской любовно-страдальческой лирики( Ашик гарип) Интересны
и поэтические тексты Тюркю, охватывающие обширный круг жизненного содержания,
начиная от глубоко эпических, исторических песен и заканчивая группой лирико-
бытовых, и обрядовых песен. Другой
вокальный жанр – маани (частушка) является противоположностно тюркю. Если
тюркю связан в основном серьезной, значительной тематикой и соответствующими
формами воплощения, то маани – поистине. Призван раскрыть народный оптимизм.
Его характеризуют яркий эмоциональный подъем, игривая подвижная образность.
Кроме этого всех маани объединяет
квадратность построения, четкий ритмический рисунок, скорый темп. Для
текстов маани характерно четверостишье.
В каждом стихе должно быть не более восьми и не менее пяти слогов, но чаще
всего встречается семислоговой размер. Тематическое
содержание маани подразделяет их на
следующие виды: 1. Обрядовые 2. Бытовые 3. Любовно-шуточные 4. Сатирические.
Третий жанр гагаузского
музыкального фольклора – хавалар, что означает наигрыши, представляет
инструментальную сферу, в которой наблюдаются три поджанра: 1.
Ойун
хавалары(танцевальные наигрыши) 2.
Тюркю
хавалары(песенные наигрыши) 3.
Узун
хавалар( длинные наигрыши). Ойун
хавалары связан непосредственно с народной хореографией гагаузов, охватывающий
немалое количество жанров и типов танцевальных движений. Каждый танец
сопровождается своей танцевальной мелодией и ритмом, в различных смешанных
метрах(5/16, 7/16 и в особенности, 9/16). Общий
характер мелодий энергичный, темпераментный, хотя встречаются иногда и
спокойные мелодии в размере 4/4. Наиболее
распространенные танцевальные мелодии и, соответственно, танцы связаны со
следующими названиями:”
кадынжа”,
”дюз-ава( или
дюз хору)”,
”юч айак”, ”хору”, ”марамжа”, ”ельжа” и другие. Кроме
перечисленных национальных танцев, гагаузы любят танцевать под мелодии и других
народов живущие с ними по-соседству: туканжа(болгарский), молдованжа (
молдавский), русча ( русский), чифитча ( еврейский). В
основе второго поджанра( тюркю хавалары) лежат мелодии известных песен
переработанных на инструментальный лад и исполняемых специально для слушания.
Некоторые образцы этого типа наигрышей, благодаря талантливым исполнителям
приобретали новые, высокохудожественные качества(Кираца хавасы). Третий
поджанр инструментальных наигрышей представляет вполне самостоятельный вид,
основанный на оригинальной мелодии и проникнутый
повествовательно-импровизационным характером. Такого рода мелодии рождались в
чебанской (пастушеской) среде и исполнялись как правило, на духовых
инструментах ( кавал, чиртма, дюдюк). ( Примером может явиться ПОРНЯЛА из
собраний В.Мошкова. Непосредственно с гагаузской народной инструментальной
мелодикой(музыкой) связаны наиболее распространенные в быту гагаузов Музыкальные инструменты. Их
можно разделить на три группы: 1. Струнные 2. Духовые 3. Ударные. К
струнной группе принадлежат широко популярный кеменча( скрипка), кауш, кобза и
тамбура. Первые два являются смычковыми инструментами. Вторые два- щипковыми. В
группу духовых инструментов входят: кавал, гайда, жиртма, дюдюк. Ударная группа
представлена двумя барабанами среднего и малого размера, называемыми даул( или
доба). Все
инструменты могут использоваться как сольно,так и ансаблево (три-четыре человека). Кроме
названных инструментов в последнее время широко используются и другие(главным
образом классические) инструменты: кларнет, саксофон, труба и в особенности,
аккардеон. Среди
народных исполнителей в разное время выделялись следующие музыканты-самородки: И.
Юварлак, С.Лазарев, А. Дишли (скрипка), П Кара( кавал), Е. Димова, М. Мичкарь,
М. Радова(пение), И.Басс, М. Кыса, Т. Дудогло. Сбор
и изучение гагаузского музыкального фольклора впервые было начато в конце XIX- вначале ХХ века русским
этнографом В.А. Мошковым. Немаловажна также роль прогрессивного гагаузского
священника, архиерия М. Чакира в познании народной культуры гагаузов. Но
наиболее активный период в собирании, использовании музыкального фольклора
гагаузов наступил после окончания Второй мировой войны, в советское время. Среди
собирателей наиболее известны Н. Киоса, Д. Гагауз, М.Колса. Последнему
принадлежит альбом из двух пластинок с образцами фольклорной музыки под
названием” Музыка
Гагаузов”(1980
г.) В
70-80-е годы прошлого века начала зарождаться и професмональная национальная
музыкальная культура гагаузов. В
1973г. При Комратском Доме культуры впервые был создан Оркестр гагаузской
народной музыки Дюз Ава под руководством С. Пометко. А чуть позже и ансамбль
гагаузской песни и танца Кадынжа (М.Колса, А Кёся). В
конце 70-ых –в начале 80-ых создается первый коллектив гагаузской эстрадной
музыки Серин Су (рук. Ф. Радионов). В
конце 90- ых годов усилиями композитора и музыковеда Дмитрия Гагауза была
организована и первая группа гагаузской классической музыки Филиз в составе С. Филиогло, О. Душкова(виолончель),
Д. Усов ( скрипка), Г.Влад (сопрано), С. Курудимов- все неоднократные участники
и лауреаты Международных музыкально- исполнительских конкурсов .Но особо велики
заслуги последнего участника группы. Степан
Михайлович Курудимов родился в Чадыр-Лунге в 1958 году. В Шестнадцать лет он
уезжает в Ленинград, в город мировой культуры и искусства. Здесь он решил
попробовать свои силы и найти своё призвание. Интерес к культуре у него был
настолько велик, что, приехав в Ленинград, он несколько дней ходил по городу и
знакомился с его архитектурными достопримечательностями.
Только после этой экскурсии по городу, Курудимов занялся поисками училища,
адрес которого у него был. Поступив в профессионально-техническое училище при
Кировском заводе, Юноша принимал участие в художественной самодеятельности,
занимался спортом, играл на гитаре. Здесь его заметил руководитель хора
Ленинградского телерадио Григорий Моисеевич Сандлер. Он взял Степана солистом в
хор. В этом коллективе молодой певец прошёл хорошую школу, а главное, понял,
что необходимо получить музыкальное образование. Он поступил в Ленинградское
Музучилище. Так определилось его будущее как вокалиста. С.
Курудимов происходит из семьи гагаузских крестьян, где были сильны национальные
традиции. Любовь к пению Степан унаследовал от своей матери, у которой в
молодости был хороший голос, она часто пела сыну гагаузские народные песни. Чувство
Родины приводит Степана в Молдавию и он поступает в Кишинёвскую консерваторию,
где учится вокалу у Виктории Слюсаревской, затем у известного певца , педагога
по вокалу, Владимира Драгоша. Степан считает Владимира Драгоша выдающимся
певцом и педагогом. Ещё одним важным человеком в его судьбе и крёстным отцом в
искусстве С. Курудимов считает композитора и педагога Николая Киоса. После
учебы в консерватории, Степан Курудимов пел в Москве, Челябинске, Ленинграде, в
Ростове- на- Дону, Красноярском театре оперы и балета, был стажёром в Большом
театре в Москве у Знаменитого певца Зураба Соткилавы. В
период становлении Гагаузской автономии выступления С. Курудимова перед
массовой аудиторией сыграло большую роль в формировании национального духа
гагаузского народа. В
1993 году певца приглашают на работу солистом в Анкарскую оперу. За последние
десять лет он пел на оперных сценах различных стран- во Франции, Дании,
Америке, России, Белорусии, Германии, Голландии, Румынии. В его репертуаре –
почти все драматические партии оперной классики. Выдающаяся
оперная певица Мария Биешу так оценила творчество певца: ”Курудимов владеет уникально
красивым и душевным голосом. Его тембр драматического тенора в мире встречается
очень редко. Очень объёмный и мягкий, имеющий полный диапазон. С таким голосом
и мастерством, которым владеет С. Курудимов, можно петь все теноровые партии ,
и лирические и драматические”.С.
Курудимов неоднократно участвовал в оперных фестивалях, которые проходили в
турецкой части Кипра. Певец являлся организатором оперных коцертов турецких
артистов Анкарской оперы в Молдове. Ежегодно тенор С Курудимов вместе с басом
Булентом Атешоглу, Пекином Кыргизом, и другими турецкими певцами, приезжают в
Молдову и Гагаузию, где дают успешные концерты. В
этих исторических концертах особым вниманием южане встречали яркие выступления
прославленной примадонны молдавской оперы М.Л. Биешу. С
гагаузской народной музыкой певец не расстается. Это одна из черт его
внутренней цельности, которая невольно выявляет живую и естественную связь
фольклора с классикой. Все ведь началось с народной музыки, и как хорошо, когда
этот животворный ручей в наши дни пробивается на поверхность, не уходит под
землю. Курудимов аранжирует песни и баллады, записал 10 клипов, выпустил
аудиокассету с гагаузским фольклором и сейчас работает над следующим выпуском. В
2005 году Министерство культуры и туризма Молдовы и Исполком Гагаузии учредили
международный оперный фестиваль” Степан
Курудимов и его друзья”
Первый фестиваль с успехом прошёл в Молдове в
2005 году. Созданием
и исполнением оркестром Молдавской филармонии симфонической сюиты” Буджакская сюита” Н. Киосы( в конце 50-х в начале-60-ых годов) начала становиться и
гагаузская профессиональная композиторская школа. Являясь одновременно и композитором и
певцом Н. Киоса, кроме вышеназванного произведения, написал много песен и
романсов, с которыми сам же и выступал на концертной эстраде. Немалая
заслуга принадлежит и М. Колса, активно работавшем на ниве композиторского
творчества в 70 -80- ые годы. Им были обработаны и созданы оригинальные
сочинения с гагаузской тематикой в основном в сфере вокальной(хоровой) музыки и
впервые были изданы нотные сборники его сочинений (Туркувар, Королар). Михаил
Колса-автор и музыки гагаузского национального гимна. Отличился
он и как музыковед, опубликовавший статьи о гагаузской музыке в некоторых
музыкальных журналах, а также в советском музыкально- энциклопедическом
словаре(1990г.) Но
наиболее весомые достижения в области гагаузской музыкальной культуры
приходятся на 90-ые годы ХХ и начало 2000-х годов ХХI века. Они
связаны, прежде всего, с именем гагаузского композитора и музыковеда Дмитрия
Гагауза. Неутомимый
подвижник национального музыкального искусства в своей активной деятельности
успешно проявляет себя в различных направлениях творчества: педагог,
композитор, публицист, организатор, исполнитель собственных сочинений, участник
всевозможных научных форумов, где постоянно поднимает проблемы возрождения
культуры и искусства гагаузов. В 1999 г. Привлекался и на государственную
службу в качестве руководителя культурного ведомства Гагаузской Автономии,
одновременно являясь членом коллегии Министерства культуры Молдовы. Его
многочисленные статьи о гагаузской музыке и её представителях опубликованы в
различных периодических отечественных изданиях. В
2004г. в издательстве ”PONTOS” ,
было издано рекордное количество творческих работ композитора(семь) с различной
тематикой и жанровой направленностью. Среди них: ”Гагаузия для солиста и смешанного
хора, трио”
Оглан”,
”Тюркские мотивы
”для виолончели
и фортепиано, ”Четыре
прелюдии А. Скрябина”
для смешанного хора а cappella, музыка к театральной сказке С. Булгара ”Падишахьен оолу” (”Сын падишаха”) и другие. В
конце этого же года (27 декабря) состоялся и авторский концерт гагаузского
мастера в одном из престижных концертных салонов Молдовы- Органном зале. Этот
исторический концерт, посвященный 10-ой годовщине образования Гагаузской
Автономии стал, несомненно, важным событием и ярко продемонстрировал возросший
уровень музыкального искусства гагаузского народа, пожалуй, за всю его долгую и
непростую историю. Из
других знаменитых представителей гагаузского народа в области музыки, жившие в
разное время, из-за отсутствия необходимых условий для творческой деятельности
в родной среде, и посвятившие свой талант другим национальны культурам,
необходимо назвать славные имена Марии Златовой, Николая Кыльчика, Вейсель Арсевен . Их
плодотворные и яркие успехи, несомненно, являются предметом гордости и образцом
подражания для молодого поколения гагаузов.
МИХАИЛ КОЛСА (Род.
в 1938 г.) Композитор и музыковед, исследователь
гагаузского фольклора, автор гимна Гагаузии. Мальчику из Комрата было 11 лет,
когда его семью репрессировали и сослали в Курганскую область. Многие сосланные
молдаване и гагаузы даже после смерти Сталина, на волне реабилитаций, не
захотели возвращаться домой. К счастью, семья Колсы в 1956 году вернулась.
Михаил окончил теоретическое отделение Кишиневского музучилища им. Штефана
Няги, а в 1977 году - Кишиневский государственный институт искусств им. Г.
Музическу по специальности музыковедение. Он преподавал в Тираспольском и
Кишиневском музыкальных училищах. С 1968 года Михаил Колса стал выезжать в
гагаузские сёла для сбора и изучения гагаузской народной музыки, песенного
фольклора. Более десяти лет в летнее время он жил то в одном, то в другом селе,
познакомившись за эти годы с творчеством самобытных гагаузских музыкантов и
исполнителей. На большой бобинный магнитофон, который исследователь повсюду
возил с собой, им были записаны сотни народных мелодий и песен. В
1980 году вышла в свет пластинка с записью двадцати одной народной мелодии и
шестнадцати народных песен. Обложка пластинки оформлена художником Петром
Влахом. В эти годы началось плодотворное сотрудничество гагаузского певца
Степана Курудимова с композитором. В
1993-1996 гг. Михаил Колса возглавлял гагаузский ансамбль песни и танца
«Кадынжа». Все эти годы ансамбль разъезжал по городам и сёлам, выступая с
концертами. Так, например, ансамбль участвовал во всемирном фестивале народного
творчества во Франции. Всё это время М. Колса вынашивал планы открытия в
Комрате, в родительском доме, музея музыкального творчества гагаузов. С 1997
года и по сей день композитор работает на музыкальном факультете университета
Гази в Анкаре. В 2002 году Михаил Колса переиздал свою пластинку
на лазерном диске, а весь объём информации поместил на своём сайте в Интернете.
ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ М. КОЛСА Для солиста, хора и оркестра. «Анылмыш ол,
иш!» («Слава труду!»), стихи Ф. Мариноглу и Г. Ташоглу (1982); «Ачык даннар»
(«Светлые зори»), стихи С. Куроглу (1985). Камерные инструментальные произведения. Две
прелюдии для фортепиано (1979); Вариации на тему гагаузской народной мелодии
для фортепиано (1981). Для
голоса и фортепиано. «Мама», стихи Гр. Виеру; «Чёшмя» («Родник»), стихи С.
Куроглу (1978); «Инанамээрым» («Поверить не могу»), стихи Д. Карачобана (1980);
«Жаным - фырын» («Душа горит»), стихи Г. Гайдаржи (1986); «Услу сулар» («Тихие
воды») - вокальный цикл, стихи Д. Карачобана (1987). Для хора. «Зачем плачут поляны?», стихи
народные (1976); «Праздничная пляска», стихи Д. Карачобана (1979); «Утро
Родины», стихи А. Рошка (1982); «Ана тарафым» («Край родной»), стихи Г.
Гайдаржи (1982); «Женкляр бизя диил ляязым» («Войны нам не нужны»), стихи Д.
Карачобана (1985); «Ватан» («Родина»), стихи Ф. Занета (1986). Для
детского хора. «Келебек» («Бабочка»), слова С. Куроглу (1979); «Баллада о
солдате», стихи В. Михайловского (1985); «Ким достун?» («Кто твой друг»), стихи
Ф. Занета (1987). Обработки народных песен для хора: Гагаузские
-«Весенние ветры», «Хей, будет моей!» (1971), «Погоните моих овечек»,
«Козлёнок» (1972), «Эх, гнедые вы мои» (1973), «Эх, лён, лён» (1977), «Наступит
весна» (1980), «Головушка болит», «Мари-Маринка» (1981). Молдавские -
«Голубушка» (1974), «В лесу зелёном» (1978) и др. Музыковедческие работы. ДМИТРИЙ ГАГАУЗ
(Род. в 1946 г.) Талантливый
композитор, музыковед, педагог Дмитрий Гагауз внес неоценимый вклад в
становление гагаузской профессиональной музыки. С раннего детства его влекло к музыке. Дмитрий
самостоятельно освоил игру на аккордеоне, увлеченно подбирал на слух мелодии. В
Комрате музыкальной школы не было, и систематическое обучение началось только к
16-ти годам, когда юноша поступил в Кишиневское музыкальное училище им. Штефана
Няги на отделение народных инструментов. И
тут уж талант берет свое, наверстывая упущенное и обгоняя время. Всего через
год самозабвенной учебы Дмитрия переводят на весьма престижное, но и сложное
отделение - теоретическое, с композиторским уклоном. По окончании молодой
музыкант поступает на исполнительский (консерваторский) факультет Кишиневского
института искусств им. Г. Музыческу, на кафедру музыковедения, теории и
композиции. Он углубляется в работу по двум направлениям: теории и гагаузского
фольклора. Одновременно с учебой работает на двух кафедрах -фольклора и
музыковедения. Подключается и к педагогической работе: ему доверяют вести ряд
теоретических дисциплин на младших курсах. Каникулы - идеальное время для
экспедиций. Свыше 400 народных песен и наигрышей записано в годы учебы. Защищенная
с отличием дипломная работа посвящена той же теме: «Музыкальный фольклор
гагаузов Буджака». Учеба кончилась, но Дмитрий Гагауз не
расстается с alma mater, в музыкальном училище им. Штефана Няги становится
преподавателем музыкально-исторических и теоретических дисциплин. На том самом
отделении, где он учился, преподает 25 лет, пока училище не объявили Молдавским
национальным колледжем, и прием в русские, гагаузские и болгарские группы
прекратился. Но Дмитрий Гагауз не остановился на
достигнутом. Работая в училище, он учится на курсах повышения квалификации в
Ленинградской консерватории, пишет музыку. В 1989 году, благодаря горбачевским
перестроечным лозунгам, по¬явилась возможность каких-то инициатив и изменений.
Вместе с тогдашним директором училища С. Ф. Стояновым и другими преподавателями
Дмитрий Федорович добивается открытия Отделения гагаузской и болгарской музыки.
Ему поручают возглавить Отделение, которое просуществовало до 1996 г. За эти годы многое было сделано для
возрождения и сохранения народной и становления профессиональной гагаузской
музыки. Из небытия были извлечены народные инструменты - кавал, кауш, гайда,
тамбура, даул. С вокалистами работал Народный артист Молдовы Ион Басе. Для
работы в классах, для репертуара оркестра преподаватели и ученики занимались
аранжировкой народных песен. Это был настоящий культурный подъем. На стыке
фольклора и современности рождалась гагаузская профессиональная музыка.
Выпускники этого периода вливались в гагаузские и болгарские ансамбли - «Кадынжа»,
«Дюз ава», «Родолюбие», «Лале». Это отделение, требовавшее огромных объемов
организаторской и педагогической энергии, стало, однако, для Дмитрия Федоровича
дополнительным стимулом к творчеству. Приходилось воспитывать не только
музыкантов, но и создавать музыку. Чтобы освежить репертуар
выпускников-гагаузов, он написал «Кадынжу» для тамбуры с оркестром, «Буджакские
мотивы» для скрипки, «Чадырское танго» для голоса и многое, многое другое. Опыт музыковеда-теоретика и чутье художника
подсказывают Дмитрию Федоровичу, что именно на стыке культур, в диалоге, во
взаимодействии рождается настоящее искусство. Создавая произведения в
фольклорном ключе, Дмитрий Федорович организует Гагаузскую группу классической
музыки «Филиз». В нее входят гагаузы - учащиеся Лицея им. С. Рахманинова,
Кишиневского музыкального колледжа, Института искусств: С. Филиогло, О.
Душкова, А. Гермек, Г. Влад и другие. Запомнились концерты 95-го года в Комрате
и Чадыр-Лунге в честь Гагаузской автономии, в Кишиневе - на праздновании Дней
гагаузской культуры в 1998 году. Для группы Дмитрий Федорович написал «Тюркские
мотивы», «Трио Оглан», «Гагауз ойуну». Несколько лет Дмитрий Федорович возглавлял
Управление культуры Гагаузии. В последние годы Д.Ф.Гагауз много сил уделяет
творчеству. Он выступает на гагаузском ТВ и радио с новыми сочинениями,
публикует статьи о музыке и культуре. И вынашивает планы создания
лицея-колледжа искусств, который стал бы центром культурного развития гагаузов.
ВАСИЛИЙ ЁКЮЗЧЮ
(1919-1977)
Народная песня околдовала мальчика Василия
Ёкюзчю в родном селе Баурчи. И ее чары преследовали музыканта всю жизнь... Он
родился в селе Баурчи Чадыр-Лунгского района в 1919 г. Музыку любил с детства:
лучшим другом мальчика был музыкант-цыган, который научил его играть на скрипке.
Но своей скрипки у него не было, и быть не могло. Так же как не было надежды
получить музыкальное образование. Другими словами, он рос в нужде. На семью
Ёкюзчю приходился один гектар земли. Отец мальчика, Николай, ездил на заработки
в Добруджу. Мать, Евдокия, выбиваясь из сил, ткала ковры на продажу. Мальчик
сделал себе скрипку сам... Несмотря на нищету, Василий окончил сельскую школу и
еще - техническую, в селе Васиены. Больше никаких перспектив у него не было.
Василий возвращается в Баурчи и неожиданно узнает, что несколько его
сверстников уехали учиться в Турцию. Он встречается с одним из них, студентом
Семеном Терзи, и тот рассказывает, что турецкое правительство предоставляет
талантливым гагаузам возможность получить высшее образование. Но документы на учебу
надо оформлять в Бухаресте, а денег на дорогу не было. Федора, сестра Василия,
которой сейчас 80 лет, рассказывает, что мать никак не могла раздобыть денег на
поездку, и брат от отчаяния плакал. Наконец, мать решилась попросить помощи у
священника Баурчинской церкви. Батюшка по фамилии Крокус дал 500 леев и
благословил юношу на дальнюю дорогу. Сестра уже больше никогда брата не видела.
Вместе с другими студентами из Бессарабии он получил в Стамбуле среднее
педагогическое образование и поступил в Анкаре в Университет Гази, на
музыкальный факультет. Как и остальные студенты-бессарабцы, он принимает
турецкое имя, и теперь Турция знает композитора и музыкального деятеля Вейсела
Арсевена. Он был известным собирателем и исследователем музыкального фольклора.
За свою творческую жизнь Вейсел Арсевен опубликовал более 500 статей по
музыкальной тематике. Его исследования печатались в журналах «Тюрк фольклор
араштырмалары», «Мюзик гёрюшлер», «Пазар постасы», «Дост», «Анкара филармонии,
«Оркестра» и других. Вейсел Арсевен (Василий Ёкюзчю) в ряде своих музыкальных
статей исследует гагаузскую народную музыку. Василий Ёкюзчю является автором
статьи «Гагаузские народные песни», которая опубликована в турецкой музыкальной
энциклопедии в 1947 году. В журнале «Исследования турецкого фольклора» в 1952
году Василий Ёкюзчю напечатал статью «Сравнительное исследование гагаузской
народной музыки и анатолийской народной музыки ». В 1947 году Василий Ёкюзчю
издал сборник «Народные песни черноморского побережья», в 1957 году опубликовал
сборник «Многоголосые народные песни». Кроме этого, Василий Ёкюзчю является
автором ряда учебников и учебных пособий. Среди них: «Музыкальное образование в
средней школе», «Основные знания о музыке» (1975 г.). Свои статьи Василий
Ёкюзчю регулярно печатал в журнале «Исследования турецкого фольклора». В 1952
году в этом издании была опубликована статья «Сравни¬тельное исследование
гагаузской народной музыки и анатолийской народной музыки», в 1953 году -
статья «Три песни», в 1957 году - статья «Несколько народных песен», где
напечатаны обработанные турецкие народные песни, в 1957 году - статья «Ритм в
народной музыке», в 1958 году - «Исследования мелодии в турецкой народной
музыке». В 1959 году там же была опубликована статья «Многоголосие в народной музыке»,
в 1961 году - «Слова в народной музыке». Василий Ёкюзчю является автором ряда
музыкальных произведений, среди них: сюита «Орех у колодца», «Охотник». Он -
автор сборника «Многоголосые народные песни» (1957 г.) и др. Его ученик,
преподаватель музыки в университете Гази, где сам Василий когда-то учился,
рассказывает, что они, как музыкой, заслушивались его разбором Шестой симфонии
Бетховена. Для Айдына Илика Василий Ёзюкчю - образец музыканта и педагога.
Вейсел Арсевен умер 7 августа 1977 г., так и не увидев больше села, где прошло
его детство; он похоронен в городе Алания. 6 сентября 2003 г. в селе Баурчи
прошла международная конференция, посвященная творчеству композитора и
музыковеда Василия Ёкюзчю.
|
|
Всего комментариев: 0 | |