14:38 №18 ГАГ ХУДОЖНИКИ И СКУЛЬПТОРЫ |
ХУДОЖНИКИ И СКУЛЬПТОРЫ:Д.КАРАЧОБАН,
Манжул Виталий, известный в Гагаузии певец и художник.,АФАНАСИЙ КАРАЧОБАН,САВАСТИН ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ Дмитрий Айоглу, Михаил Арабаджи, Петр Фазлы и Андрей Копча.
Биографии гагаузов - ДМИТРИЙ КАРАЧОБАН (1933-1986)Каждая эпоха рождает своих героев. Карачобан -подвижник гагаузской культуры конца 70-х. Печатью этого времени - времени молодости, надежд и открытий - он был отмечен всю свою жизнь. Литератор, живописец, скульптор, фольклорист, кинорежиссер и создатель историко-этнографического музея гагаузов в Бешалме. Село Бешалма хранит много тайн. Видимо, поэтому этнограф В. Мошков, извлекая из бешалминского волшебного сундучка сокровища фольклора, прожил в селе семь месяцев. Таинственная и глубокая сущность Бешалмы связывает ее напрямую с источниками, питающими песни и сказания. Дмитрий Карачобан не только вырос на этой земле, - здесь и только здесь он чувствовал себя на месте, здесь он черпал энергию для своего чистого, искреннего творчества. Он был проводником бешалминского света, радости и красоты. Дмитрий был единственным ребенком в крестьянской семье. На первых порах он решил уехать из Бешалмы в поисках романтики. Отправился на учебу в Харьковский строительный техникум, оттуда ушел служить на Дальний Восток. Его искания вплелись в неповторимую индивидуальность характера. Он был учителем, библиотекарем, потом поступил в художественное училище и, наконец, в Литературный институт им. М. Горького. При этом не только сохранял скромность, открытость. Оставаясь с виду сельским человеком, он был начитан, образован, знаком с литературной элитой всего Союза... Дмитрия Николаевича Карачобана интересовало всё. 1959 год был поворотным в судьбе Карачобана. Это не только год поступления в Литинститут; стихи молодого бешалминца были опубликованы в сборнике, открывшем эпоху гагаузскойпрофессиональной литературы - «Буджактан сесляр» («Буджакские голоса»). Спустя четыре года, в 1963, вышел первый авторский поэтический сборник Карачобана на гагаузском языке. Название его указывает на присущую Дмитрию Николаевичу точность и простоту: «Илк лаф» («Первое слово»). Начиная с этого первого слова, голос Карачобана не умолкает в нашей литературе. Говорю о голосе - и сразу вспоминается, как он любил читать свои тексты вслух, его блестящее актерское исполнение, изумительное чувство слова, как устного, так и письменного. В первом сборнике уже прослеживаются основные творческие черты, основное звучание этого голоса: искренность, свежесть восприятия, тончайшее и глубокое знание родного языка и культуры. Обычаи и обряды живут в этих стихах, как в сердце каждого гагауза, с самого раннего детства. В их атмосфере абсолютно органична фольклорная форма «маани», задействованная молодым поэтом. Немудрено, что многие стихи из «Первого слова» превратились в народные песни. Так что не только фольклор питал писателя, но и Карачобан питал фольклор. Его стихотворение «Пусть не придут к нам войны» стало народной песней. С 1968 по 1972 гг. вышло пять сборников стихов, в которых поэт исследует сокровенную глубину внутреннего мира человека. А лучший его поэтический сборник на русском языке - «Азбука открытий», был издан уже после смерти поэта. Проза Карачобана сохраняет лучшие качества его поэзии, в том числе - простоту и ясность. Он стремился к этому и достигал высшей степени лаконичности, прозрачности. Одна-две яркие художественные детали озаряют повествование, запоминаются навсегда. Карачобан вгагаузской литературе сродни Чехову в русской: и требовательностью к себе, и взглядом на человека. Диалог - его родная стихия. Именно здесь раскрывается волшебный бешалминский сундучок, звучат неповторимые и, к сожалению, зачастую недоступные для перевода реплики, словечки, фольклорные новеллы. Героям Карачобана, даже если это люди очень простые, малообразованные, свойственна глубокая внутренняя культура. В том, что это не выдумано, а так и есть на самом деле, не сомневаешься ни на секунду. Например, рассказ «Мария». Девушка, которую все любят за добрый нрав, попадает в беду. Ее парень увлекся другой... Но Мария отказывается даже пристыдить соперницу. «Когда я вижу, что люди крадут друг у друга счастье, мне хочется уйти в какой-нибудь монастырь». Персонажи Карачобана были частью его самого или же частью окружающей его жизни. К писателю, который всю свою жизнь прожил в Бешалме, люди шли, как к источнику. Были среди этих паломников и художники, и писатели, и ученые, и крестьяне. Я познакомился с Дмитрием Николаевичем в 1978 году. Часто приносил ему свои рассказы. Самым главным в жизни делом для него было творчество. Каждый раз он спрашивал: «Листочки с собой?» У него были свои принципы педагогики, литературной школы... Никто не умел так слушать, как Карачобан. Если автор приносил целую кипу рассказов, Дмитрий Николаевич внимательнейшим образом выслушивал их все. Почти два десятилетия минуло с того страшного дня, когда он ушел от нас, но советы Карачобана остались со мной: «Записывая свои впечатления, обязательно отмечай, где и когда это происходило. Литература не отпускает не на минуту, писать необходимо ежедневно, хотя бы одну строчку. Слушай, как разговаривают крестьянин, ездовой сторож, пьяный мужик. Лучшие мысли - самые короткие сокращай, насколько возможно». Однажды я увидел у него на столе большой лист картона, к которому были приклеены 24 конверта, и на каждом написано название рассказа... Дмитрий Николаевич объяснил: - Я каждый день пишу по строчке или нахожу верное слово и вкладываю в один из конвертов. Когда материала набирается достаточно, пишу рассказ... Можно думать одновременно над 24 рассказами! Карачобан был по-настоящему талантлив во многих областях искусства. В начале 60-х гг. он стал снимать фильмы о бешалминской жизни, не только документальные, но и игровые короткометражки. Сценарист, режиссер, актер, он создал более 20 фильмов под общим названием «Гагаузские новеллы». Одним из проявлений его творческого дара была живопись. Он писал картины с юных лет и до самой смерти. Особенно хороши в его живописи, как и в литературе, портреты. Карачобан - удивительно тонкий и одухотворенный художник, его холсты светятся изнутри и почему-то напоминают фрески итальянского Возрождения, хотя изображено на них, скажем, «умыкание невесты» на телеге, запряженной парой бешалминских лошадей. Необходимо отметить, что отношение к своему творчеству у Карачобана было очень самокритичным. Однажды Карачобан взял в руки кувалду и вдребезги разбил гипсовые скульптуры, над которыми работал годами. 30 лет Дмитрий Николаевич собирал по крупицам этнографические материалы. Собрав богатейшую коллекцию, он создал в Бешалме первый в мире историко-этнографический музейгагаузов. Музей открылся в 1966 году. Карачобан был там директором, фотографом и оператором, скульптором, художником, научным и музейным работником... Он часто говорил, что надо вносить свою долю в общую, мировую культуру. Обращение к его творчеству - всегда откровение. О Карачобане сняты документальные ленты, написаны картины, стихи, не говоря уже о публицистических и научных работах. Его сын, скульптор Афанасий Карачобан, создал в память об отце замечательный цикл произведений. Дочь Людмила - директор Бешалминского историко-этнографического музея. 27 мая, в день рождения писателя, в Бешалму опять съезжаются те, кто знал его при жизни, и другие, новые поклонники и ученики... Опять звучит голос Карачобана, чудом сохранившийся на пленке. |
|
Всего комментариев: 0 | |