13:06 #4 Мошков В.А |
Биографии гагаузов - ВАЛЕНТИН МОШКОВ (Род. 25 марта 1852 г.)Генерал-лейтенант царской армии. Поразительно, что служба не помешала В. Мошкову осуществить свое призвание этнографа и лингвиста, а, скорее, развила его талант. Конечно, не последнюю роль в этом сыграли переезды, путешествия, но ведь армейская служба ими не ограничивается... Открыв для себя загадочный народ «гагаузов», Мошков целиком посвятил себя научной работе. Он первым из русских этнографов подробно описал быт и культуру гагаузовБессарабии, Болгарии, Османской империи. Его книга «Гагаузы Бендерского уезда» до сих пор остается наиболее полным сводом ценнейших данных о духовной и материальной культурегагаузов XIX века. Начало этим исследованиям положил случай. Чем еще можно счесть встречу Мошкова с солдатами-гагаузами? Это было в 1893 г. в Варшаве. У двух солдат-гагаузов генерал-майор «научился разговорной речи», после чего составил словарь гагаузского языка. Но, как уже было сказано, это только начало. Мошков отправляется в Бендерский уезд и собирает богатый урожай: «кроме этнографического материала, около 200 сказок, более 100 песен, пословиц, поговорок и загадок». Затем он приезжает с сыном; около года живет в Бешалме и Этулии, охватив исследованиями и другие села. Так родилась книга «Гагаузы Бендерского уезда». Гагаузы обрели своего первого русского этнографа, а Мошков получил доступ к уникальному неисследованному этнографическому материалу. Судьба привела к нам добросовестного, внимательного, незаурядного ученого, сведущего в научных достижениях своего времени. Он был приверженцем новейшей (во второй половине XIX века) европейской эволюционной школы. Мировоззрение В.А.Мошкова основывалось на культурном единстве человечества. Эволюционная школа выявляла общие законы в развитии культур всех народов. Мошков принадлежал к кругу выдающегося востоковеда-тюрколога Василия Васильевича (Фридриха Вильгельма) Радлова, академика Петербургской Академии наук. Радлов - один из лингвистов, заложивших основы сравнительно-исторического изучения тюркских языков. Даже беглого взгляда на оглавление книги достаточно, чтобы ощутить глубокий интерес, с которым Мошков подошел к материалу. Здесь все - от территории до народного календаря, от родин, крестин, свадеб до похоронных обрядов. Сугубо научный труд Мошкова тесно граничит с поэзией - настолько он переполнен духовными сокровищами фольклора. В главе «Игры и развлечения» Мошков описывает свыше 50 игр, разделяя их на «игры девические», «забавы мужские», «игры, требующие расчета». Описывая детские игры, отмечает, что «девочки в своих играх подражают взрослым женщинам». Целый ряд детских игр отражает «взрослые» отношения - «арман», «бегиржик», «домуз дююню». В примечаниях - вообще у Мошкова очень профессиональных и обстоятельных - автор, как истинный последователь эволюционой школы, приводит массу полезных сравнительно-этнографических сведений, в том числе - по каждой игре. А вот глава «Танцы, музыка и пение». Мошков описывает «хору» - основное развлечение молодежи, и установленное для танца место - «хору ери». «Тут же устраивается базар... Здесь заключаются или, по крайней мере, завязываются различные торговые отношения и хозяйственные сделки». Мошков свидетельствует о широком развитии инструментальной музыки в гагаузских селах, описывает инструменты - начиная от флейты «кавал», волынки «гайда» и кончая древнейшей скрипкой-ложкой «кауш кеменче». Отмечает также, что у гагаузов «насвистывание сильно распространено». Автор встречал молодых людей, которые могли насвистать «невероятно трудные мелодии». На стыке двух тем - музыки и верований - В.Мошков напишет впоследствии работу «Труба в народных верованиях», за которую будет награжден серебряной медалью отделения этнографии Русского географического общества. Самое пристальное внимание в книге «Гагаузы Бендерского уезда» автор уделяет одной из узловых проблем -религиозному мировоззрению тюркоязычных народов и различным народным верованиям. Валентин Мошков находит в мировоззрении гагаузов значительный слой дохристианских элементов, явных или сохранившихся в соединении с христианством. Ими наполнен народный календарь, они живут в присказках, поверьях, в практике знахарей. Мошков рассматривает верования, сказки и воззрения на природу как благодатный материал для реконструкции языческих представлений, указывает на родственные связи в этой области со славянами, турецкими сербами и другими народами. Ему принадлежит также ряд ценных наблюдений по поводу понятия греха в народном восприятии. Так же, как история религиозных взглядов, брачно-семейные отношения - область, которой эволюционная школа уделяет особое внимание. В главе о свадьбах В. Мошков отмечает, что чаще всего девушку выдают замуж не по ее желанию, а по выбору родителей. Обычай умыкания невесты, «качкын», приобретает, наряду с ритуальным, неожиданный прагматический аспект: свадьбы в результате кражи устраиваются «на скорую руку» и «освобождают ее участников от многих обрядов, церемоний и излишних расходов». Дальнейшие брачно-семейные отношения описываются так: «Битье мужем своей жены считается настолько обыкновенным, что практикуется не только с целью наказать или исправить, а даже без всякой вины». Мошков приводит пословицы, касающиеся положения женщины в семье: «Семь баб по уму равны одному мужчине», «Муж может выслушать от жены только одно слово из десяти». Жена никогда не жаловалась на мужа в суд, как бы он к ней ни относился; если осмеливалась это сделать, ее ожидало общественное порицание, а «правда» все равно была на стороне мужа. В ряде случаев В. Мошков не ограничивается фиксированием фактов, старается проследить их генезис. Он внимателен к новым явлениям в быту и культуре гагаузов. Опираясь на концепцию эволюционной школы, он отмечает, что значительную роль в развитии играет взаимовлияние народов. Он приводит интересные примеры влияния на духовную и материальную культуругагаузов соседства с болгарами, а также близость сел немецких колонистов, куда гагаузыпосылали своих сыновей учиться ремеслам. В конце XIX века предмет этнографии трактовался расширенно, включая устную словесность. Этнографические интересы Мошкова тесно связаны с работами в области фольклора, ономастики. Гагаузским языком он владел в совершенстве. Собранные им сказки, песни, пословицы, загадки были напечатаны в сборнике «Образцы народной литературы тюркских племен» под редакцией В. В. Радлова. Более полное представление о Мошкове как исследователе устного народного творчества дает его сборник «Наречия бессарабскихгагаузов». О его профессиональном уровне и достоверности материалов говорит то, что Мошков выделил диалекты и сохранил локальные варианты фольклора. Его интересовали все жанры: исторические предания и личные воспоминания, легенды, обрядовый фольклор, песни, сказки, анекдоты. Как историк, он наметил пути к решению проблемы происхождения гагаузского народа. По его мнению, предки гагаузов откололись от северных кочевых тюрок, торков и узов, кочевавших когда-то в южнорусских степях, которые в XI - XIII вв. осели в северо-восточной части балканского полуострова и окончательно восприняли христианство. Мошков приводит предложение Радлова считать этноним «гагауз» видоизмененным «гёк-огуз». «Огузы» или «агузы» значит «небесные», а «гёк» - прилагательное, характеризующее какое-либо из колен или родов народа огузы. Мошков затрагивает также некоторые этапы поздней истории гагаузов. Основываясь на рассказах и преданиях, он пишет об участии гагаузского ополчения во главе с ротмистром Ватикиоти в русско-турецкой войне под началом Кутузова. Вкратце касается переселения с Балкан. Но по поводу Буткова, попечителя колоний, упомянутого в гагаузской песне, бывший генерал-майор ограничивается замечанием, что «это был человек с железной волей». Свою «железную волю» Бутков, к сожалению, направил на то, чтобы чинить произвол. Он помогал боярам, которые стремились закрепостить переселенцев, пользуясь их тяжелым положением. Попечитель колоний отстаивал притязания помещиков на подневольный труд гагаузов и болгар, так что в конце концов дело дошло до восстания. Но тут историческая непредвзятость изменяет В.Мошкову. Только не нам его судить... По поручению Русского географического общества В. А. Мошков собрал этнографическую коллекцию, в которой наибольший интерес представляет часть, посвященная гагаузам. Ученый описывает внешний облик гагаузского села с характерной системой застройки, особенности жилища, дает ценные сведения о величине населенных пунктов. В 1903 г. В.Мошков едет на Балканы, чтобы продолжить исследования. Результатом этой поездки явилась работа «Турецкие племена на Балканском полуострове». Из христиан Мошков описал, как он сам их классифицировал, «караманли, гагаузов, сургучей (зелевцев)». В Варне ученый познакомился с известными болгарскими археологами -братьями Шкорпилами, которые считали гагаузов потомками тюркоязычных протоболгар, переселившихся на Балканы в середине VII века. Мошков с этой теорией не согласился. За день пребывания в селе Кара-Касым В. Мошков собрал «довольно порядочно материала и составил этнографическую карту ближайших окрестностей», в которых расположены гагаузские села. В. Мошков пишет, что -сургучей здесь «называют не только этим именем, но еще и гагаузами». Он указывает на диалектные отличия их речи, в целом очень близкой к наречию болгарских гагаузов. Но там, где последние говорят «да», а османы «эввет», сургучи скажут, как немцы, «йа» или даже «йо». В гагаузских сёлах Мошков обнаружил сохранившиеся отголоски культа камня. Бросалась в глаза нищета, отсталость бытового уклада. Судьба адрианопольскихгагаузов сложилась таким образом, что после первой мировой войны в 1922 г. они переселились в Грецию и по сей день проживают в городе Орестиада и в ряде сёл. Необходимо отметить, что из потомков гагаузов, с которыми встречался В.Мошков, сегодня никто не называет себя сургучами. Все они именуют себя гагаузами. Революция 1905-1907 гг., которая поколебала устои царской власти и положила начало стремительным историческим изменениям, подействовала на В.Мошкова удручающе. Как ученый, он не мог не понимать, что возврат к старому невозможен, но и впереди не видел ничего, вселяющего надежду. «Теория происхождения белой расы» и «Механика вырождения» вкупе сводятся к тому, что причиной вырождения является сама жизнь, то есть человечество вырождается потому, что живет, и тогда только перестанет вырождаться, когда вымрет до последнего экземпляра. Ученый не смог с научной объективностью подойти к гибнущему у него на глазах привычному миропорядку. Необходимо отметить, что в современной российской прессе появились публикации, в которых В. А. Мошкова за его книгу «Механика вырождения» именуют русским Нострадамусом. Его труды получили высокую оценку еще при жизни автора. В 1901 г. «Этнографическое обозрение» писало: «Этнографический отдел считает представленный на соискание премии труд В.А.Мошкова ценным вкладом в русскую этнографическую литературу и вполне достойным искомой премии». И до сих пор очерки «Гагаузы Бендерского уезда» находятся в сфере внимания ученых. Многократные обращения специалистов к работам В. Мошкова, частые ссылки на них говорят о несомненной ценности его изысканий. Это было время творческой зрелости ученого, время взлета души, в каком-то смысле вдохновлённое нашим народом и возвращенное ему. Считаем, что необходимо привести сведения о биографии учёного, которые стали известны науке благодаря изысканиям доктора исторических наук С. Курогло. В. А. Мошков родился 25 марта 1852 года, потомственный дворянин, дослужился до чина генерал-лейтенанта артиллерии. Женат был на Александре Ильиной, имел детей: сыновей Дмитрия и Владимира, дочерей Юлию и Зинаиду. За свою долгую профессиональную карьеру был представлен к орденам Св. Владимира 3-ей степени, Св.Анны 2-ой и 3-ей степени, Св. Станислава 2-ой, 3-ей степени, Св. Александра Невского, Серебряной медалью в память царствования императора Александра III на Александровской ленте и светлой бронзовой медалью в память юбилея царствования дома Романовых. |
|
Всего комментариев: 0 | |