22:55 писатели второго поколения карачобан кеся курогло |
ДМИТРИЙ КАРАЧОБАН (1933-1986)Каждая эпоха рождает своих героев. Карачобан -подвижник гагаузской культуры конца 70-х. Печатью этого времени - времени молодости, надежд и открытий - он был отмечен всю свою жизнь. Литератор, живописец, скульптор, фольклорист, кинорежиссер и создатель историко-этнографического музея гагаузов в Бешалме. Село Бешалма хранит много тайн. Видимо, поэтому этнограф В. Мошков, извлекая из бешалминского волшебного сундучка сокровища фольклора, прожил в селе семь месяцев. Таинственная и глубокая сущность Бешалмы связывает ее напрямую с источниками, питающими песни и сказания. Дмитрий Карачобан не только вырос на этой земле, - здесь и только здесь он чувствовал себя на месте, здесь он черпал энергию для своего чистого, искреннего творчества. Он был проводником бешалминского света, радости и красоты. Дмитрий был единственным ребенком в крестьянской семье. На первых порах он решил уехать из Бешалмы в поисках романтики. Отправился на учебу в Харьковский строительный техникум, оттуда ушел служить на Дальний Восток. Его искания вплелись в неповторимую индивидуальность характера. Он был учителем, библиотекарем, потом поступил в художественное училище и, наконец, в Литературный институт им. М. Горького. При этом не только сохранял скромность, открытость. Оставаясь с виду сельским человеком, он был начитан, образован, знаком с литературной элитой всего Союза... Дмитрия Николаевича Карачобана интересовало всё. 1959 год был поворотным в судьбе Карачобана. Это не только год поступления в Литинститут; стихи молодого бешалминца были опубликованы в сборнике, открывшем эпоху гагаузскойпрофессиональной литературы - «Буджактан сесляр» («Буджакские голоса»). Спустя четыре года, в 1963, вышел первый авторский поэтический сборник Карачобана на гагаузском языке. Название его указывает на присущую Дмитрию Николаевичу точность и простоту: «Илк лаф» («Первое слово»). Начиная с этого первого слова, голос Карачобана не умолкает в нашей литературе. Говорю о голосе - и сразу вспоминается, как он любил читать свои тексты вслух, его блестящее актерское исполнение, изумительное чувство слова, как устного, так и письменного. В первом сборнике уже прослеживаются основные творческие черты, основное звучание этого голоса: искренность, свежесть восприятия, тончайшее и глубокое знание родного языка и культуры. Обычаи и обряды живут в этих стихах, как в сердце каждого гагауза, с самого раннего детства. В их атмосфере абсолютно органична фольклорная форма «маани», задействованная молодым поэтом. Немудрено, что многие стихи из «Первого слова» превратились в народные песни. Так что не только фольклор питал писателя, но и Карачобан питал фольклор. Его стихотворение «Пусть не придут к нам войны» стало народной песней. С 1968 по 1972 гг. вышло пять сборников стихов, в которых поэт исследует сокровенную глубину внутреннего мира человека. А лучший его поэтический сборник на русском языке - «Азбука открытий», был издан уже после смерти поэта. Проза Карачобана сохраняет лучшие качества его поэзии, в том числе - простоту и ясность. Он стремился к этому и достигал высшей степени лаконичности, прозрачности. Одна-две яркие художественные детали озаряют повествование, запоминаются навсегда. Карачобан вгагаузской литературе сродни Чехову в русской: и требовательностью к себе, и взглядом на человека. Диалог - его родная стихия. Именно здесь раскрывается волшебный бешалминский сундучок, звучат неповторимые и, к сожалению, зачастую недоступные для перевода реплики, словечки, фольклорные новеллы. Героям Карачобана, даже если это люди очень простые, малообразованные, свойственна глубокая внутренняя культура. В том, что это не выдумано, а так и есть на самом деле, не сомневаешься ни на секунду. Например, рассказ «Мария». Девушка, которую все любят за добрый нрав, попадает в беду. Ее парень увлекся другой... Но Мария отказывается даже пристыдить соперницу. «Когда я вижу, что люди крадут друг у друга счастье, мне хочется уйти в какой-нибудь монастырь». Персонажи Карачобана были частью его самого или же частью окружающей его жизни. К писателю, который всю свою жизнь прожил в Бешалме, люди шли, как к источнику. Были среди этих паломников и художники, и писатели, и ученые, и крестьяне. Я познакомился с Дмитрием Николаевичем в 1978 году. Часто приносил ему свои рассказы. Самым главным в жизни делом для него было творчество. Каждый раз он спрашивал: «Листочки с собой?» У него были свои принципы педагогики, литературной школы... Никто не умел так слушать, как Карачобан. Если автор приносил целую кипу рассказов, Дмитрий Николаевич внимательнейшим образом выслушивал их все. Почти два десятилетия минуло с того страшного дня, когда он ушел от нас, но советы Карачобана остались со мной: «Записывая свои впечатления, обязательно отмечай, где и когда это происходило. Литература не отпускает не на минуту, писать необходимо ежедневно, хотя бы одну строчку. Слушай, как разговаривают крестьянин, ездовой сторож, пьяный мужик. Лучшие мысли - самые короткие сокращай, насколько возможно». Однажды я увидел у него на столе большой лист картона, к которому были приклеены 24 конверта, и на каждом написано название рассказа... Дмитрий Николаевич объяснил: - Я каждый день пишу по строчке или нахожу верное слово и вкладываю в один из конвертов. Когда материала набирается достаточно, пишу рассказ... Можно думать одновременно над 24 рассказами! Карачобан был по-настоящему талантлив во многих областях искусства. В начале 60-х гг. он стал снимать фильмы о бешалминской жизни, не только документальные, но и игровые короткометражки. Сценарист, режиссер, актер, он создал более 20 фильмов под общим названием «Гагаузские новеллы». Одним из проявлений его творческого дара была живопись. Он писал картины с юных лет и до самой смерти. Особенно хороши в его живописи, как и в литературе, портреты. Карачобан - удивительно тонкий и одухотворенный художник, его холсты светятся изнутри и почему-то напоминают фрески итальянского Возрождения, хотя изображено на них, скажем, «умыкание невесты» на телеге, запряженной парой бешалминских лошадей. Необходимо отметить, что отношение к своему творчеству у Карачобана было очень самокритичным. Однажды Карачобан взял в руки кувалду и вдребезги разбил гипсовые скульптуры, над которыми работал годами. 30 лет Дмитрий Николаевич собирал по крупицам этнографические материалы. Собрав богатейшую коллекцию, он создал в Бешалме первый в мире историко-этнографический музейгагаузов. Музей открылся в 1966 году. Карачобан был там директором, фотографом и оператором, скульптором, художником, научным и музейным работником... Он часто говорил, что надо вносить свою долю в общую, мировую культуру. Обращение к его творчеству - всегда откровение. О Карачобане сняты документальные ленты, написаны картины, стихи, не говоря уже о публицистических и научных работах. Его сын, скульптор Афанасий Карачобан, создал в память об отце замечательный цикл произведений. Дочь Людмила - директор Бешалминского историко-этнографического музея. 27 мая, в день рождения писателя, в Бешалму опять съезжаются те, кто знал его при жизни, и другие, новые поклонники и ученики... Опять звучит голос Карачобана, чудом сохранившийся на пленке. МИНА КЁСЯ (1933-1999)Знаток и собиратель фольклора, один из авторов знакового для гагаузской литературы сборника «Буджакские голоса», общественный деятель и настоящий бешалминец, от рождения до смерти. Мина Кёся и Дмитрий Карачобан - не только односельчане, но и ровесники. Когда им стукнуло по 15 лет, два юных бешалминца в поисках романтики отправились в Харьков, чтобы поступить на завод. Кёся любил рассказывать об этом путешествии. Не обнаружив в тяжелом фабричном труде никакой романтики, друзья вернулись домой. Отслужив в армии, Кёся поступил в Кагульское педагогическое училище, на гагаузское отделение. Поскольку Мина был самый старшим на курсе, ему поручили выпускать стенгазету. Так и пошло – общественная активность и ответственность всегда отличала Кёсю. Он был секретарем парторганизации в Бешалме. Работал директором бешалминской школы, бешалминского музея, заочно окончил исторический факультет Кишинёвского госуниверситета, избирался депутатом Народного собрания Гагаузии. В последние годы жизни Мина Кёся возглавлял управление культуры Гагаузии. При всей загруженности текущей работой Мина Кёся всегда писал стихи и короткую прозу, издавал книги. Бешалма не отпускала своего поэта. Почти всю жизнь Мина Кёся прожил в родном селе. Даже исторический факультет Кишиневского госуниверситета окончил заочно. В 1973 году вышел в свет первый его поэтический сборник. Назывался он по-бешалмински безоглядно: «Счастье». Далее книги идут одна за другой: «Братство», «Запах земли», «Земли сердцебиенье», «Надежда», «Вкусил жизни» и другие... Его стихи можно встретить во всех учебниках гагаузского языка и литературы. Они пере¬водились на русский, турецкий, молдавский и другие языки. В 80-е годы Мина Кёся был принят в Союз писателей Молдавии. Умер он внезапно и быстро. Принес два ведра воды из колодца, сердце схватило... Через несколько минут его уже не было. Говорят, легкая смерть бывает у хороших людей. Поэт Василий Филиоглу рассказывал, что накануне Мина Кёся угощал его вином, показывал недавно посаженный виноградник: каким оно будет, вино нового урожая? После него остались неизданные рукописи, прозаические наброски, фольклорные записи. И этот урожай необходимо собрать, исследовать, выпустить в мир. СТЕПАН КУРОГЛО (Род. в 1940 г.)Курогло Степан Степанович родился в 1940 году в селе Димитровка Белградского района Одесской области. Окончил Кишинёвский университет, работал учителем истории, затем директором школы в родном селе. В 1974 году окончил аспирантуру в Кишинёве. В 1987 году возглавил созданный отделгагаузоведения в АН МССР. Является ведущим специалистом в области гагаузской этнографии. Опубликовал около ста научных работ, среди которых монография «Семейная обрядностьгагаузов в XIX - начале XX вв.». Ряд серьёзных работ С. Курогло написал в соавторстве с М. Маруневич, М. Ф. Филимоновой, И. Дроном. Одной из сторон многогранной деятельности С.Курогло является литература. Первые литературные опыты были опубликованы в 1969 г. в авторском поэтическом сборнике «Бир кужак гюнеш» («Охапка солнца»). Вслед за ним вышла в свет книга рассказов на гагаузском языке «Иоллар» («Дороги»). Уже в первых книгах критики отмечали тонкий лиризм, яркость выразительных средств музы С. Курогло. В его стихах присутствуют серьёзные раздумья о судьбе человека и его предназначении на Земле. Одна из важнейших тем в творчестве С.Курогло - война. Сборник рассказов «Йоллар» («Дороги») С.Курогло посвятил своему дяде Фёдору Курогло, убитому фашистами в 1941 году. Стихотворения, посвященные войне и миру, занимают немалое место и в различных поэтических сборниках. Военная лирика наполнена глубоким психологизмом. В стихах «Уйуйэр солдат» («Спит солдат»), «Мезар башында» («Над могилой»), «Докуз лаапсыз» («Девять безымянных») автор размышляет о смерти и бессмертии, о памяти. Его интересует психология человека, сознательно идущего на смерть и не теряющего мужества и достоинства. Циклы стихов о родном Буджаке, о матери, о любимой женщине, содержат замечательные строки о благородных человеческих чувствах. Особенно хороши стихи о любви. В них женщина воспевается в романтическом, возвышенном стиле. Следует подчеркнуть, что род занятий учёного и поэта наложил отпечаток на всё творчество. Глубокое знание народного быта, истории, традиционных символов, фольклора придают прозе С. Курогло особый национальный колорит. С середины 80-х годов С.С.Курогло активно участвует в общественно-политической деятельности Молдавии. В эти годы он, совместно с другими выдающимися деятелями гагаузской культуры, стоял у истоков создания «Гагауз Халкы», а затем он становится и одним из общенациональных лидеров гагаузов. Был избран депутатом парламента Молдовы 1990-1994 гг. Участвовал в подготовке различных законопроектов в области национальной культуры. В постановлении второго заседания Чрезвычайного съезда полномочных представителей говорится: «От имени делегатов Чрезвычайного съезда представителей гагаузского народа объявить благодарность руководителям рабочих групп Комиссии Президиума Верховного Совета Молдавской ССР по изучению запросов народных депутатов СССР и других обращений граждан по созданию автономии гагаузского народа Курогло С.С.». В 2002 году С. С. Курогло создал историко-культурное научное общество «Наследие гагаузов». Одним из важных мероприятий, которое провело общество, стала научная конференция, посвященная 150-летию русского этнографа В. А. Мошкова. По итогам конференции был выпущен сборник статей «Этногенез и этническая история гагаузов». С. С. Курогло - член Союза писателей Молдовы. КОНСТАНТИН ВАСИЛИОГЛУ (Род. в 1938 г.)Поэт, педагог и ученый, которому дана от природы не только любовь к родному языку, но и способность делиться этим чувством с другими. Судьба позаботилась о том, чтобы задействовать эти природные качества Константина Василиоглу. Он родился в селе Александровка (Саталык Хаджи) Одесской области, сохранившем богатства народной культурыгагаузов. Молодость его пришлась на подъем национальной культуры в конце 50-х. Еще студентом он оказался вовлечен в этот процесс, который разворачивал лидер гагаузскойинтеллигенции Дионис Танасоглу. Первые его произведения были опубликованы в знаменитом сборнике «Буджактан сесля» («Буджакские голоса»). Литературно-педагогический импульс, полученный в те годы, дал заряд Константину Василиоглу на всю жизнь. В 1990 г. Василиоглу был принят на работу в Научно-исследовательский институт педагогики и психологии. Опыт, накопленный за многолетнюю педагогическую деятельность, чувство языка - все нашло применение. Можно только удивляться количеству написанных и изданных им за 12 лет учебников и пособий для гагаузских школ. В 1993 г. появилась необходимость перехода на латинскую графику. Объем и ответственность этой работы трудно переоценить, так же как ее срочность. Старший научный сотрудник Константин Василиоглу принимал участие в составлении латинского алфавита, «Правил орфографии и пунктуации гагаузского языка». Ему было поручено составление учебных программ по гагаузскому языку. В 1995 году вышли в свет «Правила», составленные на основе проектов Академии Наук РМ (Г. Гайдаржи) и Ком-ратского государственного университета (Д. Танасоглу). Изданы были и «Программа по гагаузскому языку для 1-1У классов», и «Гагаузская азбука в рисунках» - плакат и раздаточные карточки. А уже в 1996 году Константин Василиоглу порадовал гагаузских детей новыми «Букварями» с латинской графикой, «Прописями на гагаузском языке № 1 и № 2», «Русско-гагаузским словарем в картинках» для начальных классов (в соавторстве с Владимиром Гуцу). Вслед за латинской графикой подоспели новые методические требования - куррикулумы; уже изданы разработанные Василиоглу и соответствующие куррикулумам учебники нового поколения. Автор принимает участие в составлении учебников по родному языку для У-1Х классов (вместе с Николаем и Игнатом Бабоглу). Остается, пожалуй, кое-что процитировать. Вот, например, Памятный адрес Министерства образования, подписанный Якобом Поповичем. Эти слова идут от сердца: «Научная глубина, методическая интуиция и душевные качества снискали Вам славу одного из ведущих методистов...» А вот Постановление № 3 Исполнительного Комитета Гагаузии от 28 апреля 1998 года: «За большой вклад в развитие гагаузской филологии, национальной культуры, создание учебных пособий для школ и в связи с 60-летием присвоить звание «Почетный гражданин Гагаузии»... Василиоглу Константину Константиновичу». Плодотворный труд Константина Василиоглу можно рассматривать еще с одной точки зрения: как верность собственной молодости, тем ценностям, которые он осознал в конце 50-х, в эпоху «гагаузской весны». |
|
Всего комментариев: 0 | |